МСК, Вернадского 39

СПБ, Лиговский 43-45 Б

Санкт-Петербург: +7 (812) 309-39-51

Москва: +7 (495) 504-36-03

Бесплатно по России: 8 800 555-87-15

В последнее время аптечные пункты, открываемые аптеками, растут как грибы. При этом организации иногда не соблюдают все лицензионные требования и условия, в частности связанные с оборудованием аптечного пункта, за что могут быть привлечены к административной ответственности.

Кроме того, организации необходимо встать на учет в налоговом органе по месту нахождения аптечного пункта. Определение даты, начиная с которой исчисляется срок подачи заявления о постановке на учет, вызывает много вопросов. Эти и другие моменты рассмотрены в данной статье.

Создание аптечного пункта

При создании аптечного пункта организация прежде всего издает соответствующее распоряжение (приказ), в котором указывает адрес пункта, назначает его руководителя, а затем уже занимается вопросами регистрации обособленного подразделения, его оборудованием и т.п. Аптека обязана отразить создание аптечного пункта в учредительных документах, если это предусмотрено законодательством (например, когда аптечный пункт признается филиалом). В остальных случаях организация может не отражать его создание в учредительных документах.

Положение об обособленном подразделении. Положение об обособленном подразделении предназначено для организации функционирования аптечного пункта, урегулирования взаимоотношений между ним и головным подразделением. Положение устанавливает сферу деятельности подразделения, правила управления им, порядок представления документов и отчетности в головную организацию.

Доверенность. Головная организация должна выдать руководителю аптечного пункта доверенность, подписанную руководителем организации. Дело в том, что обособленное подразделение не является юридическим лицом, поэтому его сотрудники не вправе представлять интересы организации без доверенности. В доверенности, выданной руководителю аптечного пункта, отражаются предоставленные ему аптекой полномочия, например:

  • заключать сделки от имени юридического лица;
  • представлять интересы организации в налоговых органах по месту нахождения аптечного пункта;
  • принимать на работу сотрудников;
  • подписывать банковские документы, если аптечный пункт имеет расчетный счет.

Согласно п. 5 ст. 185 ГК РФ доверенность от имени юридического лица выдается за подписью его руководителя или иного лица, уполномоченного на это учредительными документами организации, с приложением ее печати.

Так как фармацевтическая деятельность лицензируема, то при создании аптечного пункта необходимо соблюдать лицензионные требования и правила, чтобы организацию не привлекли к административной ответственности. Основная часть этих ограничений связана с оборудованием помещения пункта и квалификацией персонала.

Оборудование помещения аптечного пункта. Особенности оборудования помещения аптечного пункта отражены в Отраслевом стандарте ОСТ 91500.05.0007-2003 "Правила отпуска (реализации) лекарственных средств в аптечных организациях. Основные положения" <1> (далее - Отраслевой стандарт), который обязателен для применения всеми аптечными организациями, осуществляющими розничную торговлю лекарственными средствами, независимо от организационно-правовой формы и формы собственности.

Состав, размеры помещений и оборудование определяются действующими санитарно-гигиеническими, строительными и иными нормами и правилами.

Все помещения аптечного пункта должны быть расположены в здании (строении) и функционально объединены в единый блок, изолированный от других организаций. При этом вход (выход) в аптечный пункт возможен через помещение другой организации. Внутренние поверхности стен, потолков должны быть гладкими, допускать возможность проведения влажной уборки. Полы производственных помещений и материальных комнат должны иметь не образующее пыль покрытие, устойчивое к воздействию средств механизации и влажной уборки с использованием дезинфицирующих средств. В аптечных организациях должно быть выделено специальное помещение (шкаф) для хранения моющих и дезинфицирующих средств, инвентаря и материалов, применяемых при уборке помещений и обработке оборудования, а также шкафы для хранения верхней и санитарной одежды, обуви в гардеробной.

Аптечный пункт, расположенный в городе, должен быть оснащен системами охранной сигнализации с подключением на пульт с круглосуточным централизованным наблюдением или круглосуточно охраняться охранным предприятием, имеющим лицензию на данный вид деятельности. Аптечный пункт должен быть оборудован светозвуковой и противопожарной сигнализацией.

Аптечный пункт должен быть оснащен оборудованием и инвентарем в соответствии с выполняемыми функциями, например:

· производственные помещения должны быть оборудованы аптечной мебелью, технологическим и другим оборудованием, разрешенным к применению, инвентарем в соответствии с действующими нормативными документами, учитывающими объем и характер деятельности;

  • все приборы, аппараты, используемые в аптечном пункте, должны иметь технические паспорта, сохраняющиеся в течение всего времени эксплуатации. Необходимо регулярно проводить проверку приборов, аппаратов;
  • торговый зал должен быть оборудован витринами, обеспечивающими возможность обзора и сохранность лекарственных препаратов и товаров других групп, разрешенных к отпуску, а также быть удобным для работы персонала аптечного пункта. Возможна открытая выкладка лекарственных препаратов безрецептурного отпуска и других товаров, разрешенных к отпуску;
  • помещения для хранения лекарственных препаратов и других товаров, разрешенных к отпуску, должны быть оснащены шкафами, стеллажами, поддонами, подтоварниками.

Персонал аптечного пункта. В Отраслевом стандарте указано, что фармацевтические должности в аптечных организациях занимают специалисты-провизоры или фармацевты. Согласно ст. 54 Основ законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан <2> право на занятие фармацевтической деятельностью имеют лица, получившие высшее или среднее медицинское и фармацевтическое образование в РФ, имеющие диплом и специальное звание, а также сертификат специалиста и лицензию на осуществление фармацевтической деятельности.

В Отраслевом стандарте также уточнено, что персонал аптечных организаций должен соблюдать правила личной гигиены, включая использование специальной одежды, должен проходить медицинское освидетельствование.

Административная ответственность. Согласно п. 4 ст. 14.1 КоАП РФ грубое нарушение условий, предусмотренных лицензией, влечет наложение административного штрафа:

  • на должностных лиц от 4000 до 5000 руб.;
  • на юридические лица от 40 000 до 50 000 руб. (или административное приостановление деятельности на срок до 90 суток).

В ст. 5 Положения о лицензировании фармацевтической деятельности <3> уточнено, что под грубым нарушением понимается невыполнение лицензиатом (аптечной организацией, в том числе аптечным пунктом) требований и условий, предусмотренных пп. "а" - "д" п. 4 данного Положения:

  1. наличие у лицензиата принадлежащих ему на праве собственности или на ином законном основании помещений и оборудования, необходимых для осуществления фармацевтической деятельности и соответствующих установленным к ним требованиям;
  2. соблюдение лицензиатом, осуществляющим оптовую торговлю лекарственными средствами, требований ст. 29 "Продажа лекарственных средств организациями оптовой торговли лекарственными средствами" Федерального закона от 22.06.1998 N 86-ФЗ "О лекарственных средствах" (далее - Федеральный закон о лекарственных средствах) и правил оптовой торговли лекарственными средствами;
  3. соблюдение лицензиатом, осуществляющим розничную торговлю лекарственными средствами, требований ст. 32 "Порядок розничной торговли лекарственными средствами" Федерального закона о лекарственных средствах и правил продажи лекарственных средств;
  4. соблюдение лицензиатом, осуществляющим изготовление лекарственных средств, правил изготовления лекарственных средств, утверждаемых в соответствии со ст. 17 Федерального закона о лекарственных средствах, и требований к контролю качества лекарственных средств, изготовленных в аптечных учреждениях;
  5. соблюдение лицензиатом требований о запрещении продажи лекарственных средств, пришедших в негодность, лекарственных средств с истекшим сроком годности, фальсифицированных лекарственных средств и лекарственных средств, являющихся незаконными копиями лекарственных средств, зарегистрированных в РФ, а также об уничтожении таких лекарственных средств в соответствии со ст. 31 Федерального закона о лекарственных средствах.

Ниже приведены два примера судебных споров, закончившихся не в пользу организации. Так, ФАС СЗО в Постановлении от 02.11.2007 N А42-2538/2007 признал, что аптечный пункт допустил грубое нарушение лицензионных условий:

  • в нарушение п. 2.9 Отраслевого стандарта в аптечном пункте не размещены в удобном для ознакомления месте копия лицензии на фармацевтическую деятельность в соответствии с действующим законодательством РФ, информация о сотрудниках аптечного пункта, непосредственно обслуживающих население, а также Перечень лекарственных средств, отпускаемых без рецепта врача;
  • помещение аптечного пункта не оборудовано системой охранной сигнализации с подключением на пульт с круглосуточным централизованным наблюдением и не охраняется охранным предприятием, имеющим лицензию на данный вид деятельности (п. 3.10 Отраслевого стандарта);
  • в аптечном пункте отсутствует светозвуковая и противопожарная сигнализация, обеспечивающая сохранность товарно-материальных ценностей и соблюдение противопожарной безопасности (п. 3.15 Отраслевого стандарта);
  • показания прибора для регистрации параметров воздуха - психрометра, находящегося в помещении аптечного пункта, - не регистрировались в специальном журнале (п. 3.19 Отраслевого стандарта);
  • помещение аптечного пункта не оборудовано автоматической установкой пожарной сигнализации, отсутствует журнал учета мероприятий по контролю (п. 38 табл. 3 Норм пожарной безопасности "Перечень зданий, сооружений, помещений и оборудования, подлежащих защите автоматическими установками пожаротушения и автоматической пожарной сигнализацией").

Во втором случае Управление Федеральной службы по надзору в сфере здравоохранения и социального развития, проверяя деятельность аптечного пункта, установило грубое нарушение условий, предусмотренных лицензией. Обнаружено 27 нарушений, например отсутствие помещения для хранения лекарственных средств, требующих особых условий хранения, отсутствие централизованного отопления, водоснабжения и канализации, недостаточное количество шкафов для хранения отдельных групп лекарственных средств (Постановление ФАС ВВО от 30.08.2007 N А31-1374/2007-23).

Постановка на учет в налоговых органах

Пункт 1 ст. 83 НК РФ требует, чтобы организации вставали на учет в налоговых органах по месту нахождения обособленных подразделений. Рассмотрим, в каких случаях к обособленным подразделениям относится аптечный пункт.

Понятие "обособленное подразделение" в гражданском и налоговом законодательстве трактуется по-разному. Статья 55 ГК РФ к обособленным подразделениям относит филиалы и представительства, которые должны быть указаны в учредительных документах создавшего их юридического лица. Для целей налогового законодательства используется более широкое определение: подразделение признается обособленным независимо от того, отражено ли его создание в учредительных или иных организационно-распорядительных документах организации, и от полномочий, которыми оно наделено (является филиалом, представительством или нет) (ст. 11 НК РФ).

Обособленное подразделение организации - любое территориально обособленное от нее подразделение, по месту нахождения которого оборудованы стационарные рабочие места. Из буквального прочтения этой нормы следует, что по месту обособленного подразделения должно быть более одного стационарного рабочего места. Но в Письмах Минфина России от 02.06.2005 N 03-02-07/1-132, МНС России от 29.04.2004 N 09-3-02/1912 уточнено, что обособленным подразделением должно признаваться любое территориально обособленное от организации подразделение, обладающее хотя бы одним рабочим стационарным местом. Статья 209 ТК РФ признает рабочим место, где работник должен находиться или куда ему необходимо прибыть в связи с его работой и которое прямо или косвенно находится под контролем работодателя. Налоговый кодекс считает рабочее место стационарным, если оно создается на срок более одного месяца.

Местом нахождения обособленного подразделения (аптечного пункта) является место осуществления деятельности организации через него.

Порядок регистрации. Порядок регистрации в налоговых органах организации зависит от того, стоит ли она на учете в налоговом органе на территории муниципального образования, в котором создан аптечный пункт. Если не стоит, то в течение одного месяца со дня создания аптечного пункта организация должна подать в налоговый орган по месту нахождения обособленного подразделения заявление о постановке на учет российской организации в налоговом органе по месту нахождения ее обособленного подразделения в РФ (форма N 1-2-Учет) <5>. В нем указывают наименование организации, ее ОГРН, КПП, ИНН, наименование налогового органа, в котором она стоит на учете, наименование и фактический адрес обособленного подразделения, дату его создания (отмечают количество листов копий документов, подтверждающих создание обособленного подразделения, приложенных к заявлению), фамилию, имя и отчество руководителя обособленного подразделения организации, его ИНН (при наличии) и номер контактного телефона (если на момент постановки на учет организации в налоговом органе по месту нахождения обособленного подразделения руководитель обособленного подразделения организации не назначен, то эти строки не заполняются).

Заявление подписывает руководитель организации, указываются его фамилия, имя, отчество, номер телефона и ИНН. Если заявление представлено уполномоченным лицом, оно ставит свою подпись в заявлении, а его полномочия подтверждаются заверенной доверенностью. В листе А заявления указывают сведения о видах экономической деятельности, осуществляемых обособленным подразделением в соответствии с ОКВЭД.

К заявлению прикладывают нотариально заверенную копию свидетельства о постановке на учет организации в налоговом органе по месту ее нахождения и копии документов, подтверждающих создание обособленного подразделения. Согласно п. 2.1.4 Порядка и условий присвоения, применения, а также изменения идентификационного номера налогоплательщика и форм документов, используемых при постановке на учет, снятии с учета юридических и физических лиц <6> в качестве документов, подтверждающих создание обособленного подразделения, могут быть представлены учредительные документы юридического лица с указанием в них сведений об обособленном подразделении, либо выписка из ЕГРЮЛ, либо положение об обособленном подразделении, либо распоряжение (приказ) о его создании. При отсутствии документов, подтверждающих создание обособленного подразделения, постановка на учет организации в налоговом органе по месту нахождения ее обособленного подразделения осуществляется на основании заявления о постановке на учет и заверенной в установленном порядке копии свидетельства о постановке на учет в налоговом органе организации по месту ее нахождения.

Налоговый орган в течение пяти дней со дня представления организацией всех необходимых документов ставит ее на учет по месту нахождения аптечного пункта и выдает ей уведомление о постановке на учет (форма N 1-3-Учет), в котором указан КПП, присвоенный обособленному подразделению. После получения уведомления аптека согласно пп. 3 п. 2 ст. 23 НК РФ обязана подать в налоговую инспекцию по месту своего основного нахождения сообщение о создании обособленного подразделения, расположенного на территории РФ (форма N С-09-3)

Если организация открыла на территории одного муниципального образования несколько аптечных пунктов, подведомственных разным налоговым инспекциям, то она может встать на учет в налоговом органе по месту одного из этих обособленных подразделений, определенному ею самостоятельно. В Письме Минфина России от 22.05.2007 N 03-02-07/1-244 разъяснено, что в данном случае организация информирует об этом выбранный ею налоговый орган путем подачи заявления в произвольной форме.

Если организация состоит на учете в налоговом органе на территории муниципального образования, в котором создан аптечный пункт, то она не обязана подавать заявление о постановке на учет. В этом случае постановка на учет будет осуществляться налоговым органом на основании сообщения о создании обособленного подразделения, расположенного на территории РФ.

Код причины постановки на учет. Код причины постановки на учет представляет собой девятизначный цифровой код, первые четыре цифры которого (слева направо) показывают код налогового органа: первые две цифры - код региона, следующие две - номер налоговой инспекции. Пятая и шестая цифры отражают причину постановки на учет, а оставшиеся три цифры показывают порядковый номер постановки на учет в территориальном налоговом органе по соответствующей причине.

Налоговая ответственность. За нарушение организацией срока подачи заявления о постановке на учет по месту нахождения обособленного подразделения ст. 116 НК РФ предусмотрена ответственность в виде штрафа в размере 5000 руб. Нарушение налогоплательщиком срока подачи заявления о постановке на учет на срок более 90 календарных дней влечет взыскание штрафа в размере 10 000 руб.

Момент, начиная с которого отсчитывается срок подачи организацией заявления о постановке на учет по месту нахождения обособленного подразделения, законодателем точно не установлен, что приводит к спорам.

Фискальные ведомства не высказали официальной позиции в отношении такой ситуации. Налоговые инспекции часто подходят к рассмотрению этого вопроса формально, не обращая внимания на буквальную трактовку законодательства. Суды не поддерживают такой подход - ниже представлена их позиция, из которой налогоплательщики смогут сделать выводы, позволяющие минимизировать налоговый риск.

ФАС ВСО в Постановлении от 06.09.2004 N А19-20716/03-36-Ф02-3541/04-С1 рассмотрел ситуацию, когда приказ ООО "Аптека-Алекс" о создании обособленных подразделений был датирован 26.02.2003, поэтому, по мнению налоговой инспекции, организация до 26.03.2003 должна была представить заявление о постановке на учет, но оно было подано только 28.05.2003. Суд указал, что признание обособленного подразделения организации возможно при наличии стационарных рабочих мест, оборудованных вне места государственной организации, а также ведении деятельности через это подразделение. Он обратил внимание на то, что налоговая инспекция не представила доказательств того, что 26.02.2003 в ООО "Аптека-Алекс" фактически были созданы стационарные рабочие места по адресам, указанным в приказе об их создании, и организация вела деятельность через эти подразделения.

ФАС ЗСО в Постановлении от 06.02.2007 N Ф04-8807/2006(29891-А45-19) рассмотрел ситуацию, когда, по мнению налоговой инспекции, месячный срок для постановки на налоговый учет должен исчисляться со дня принятия решения о создании филиала на собрании акционеров (07.12.2005). Но суд обратил внимание на то, что приказом организации от 31.01.2006 N 4 с 01.02.2006 утверждено штатное расписание филиала, приказом от 01.02.2006 N 12-лс назначен директор филиала и с этой же даты принят на работу в названный филиал первый сотрудник. Поэтому месячный срок для постановки организации на налоговый учет по месту нахождения филиала исчисляется с 01.02.2006, то есть со дня создания стационарных рабочих мест.

Этот же суд в Постановлении от 13.02.2007 N Ф04-210/2007(31193-А81-3) рассмотрел другой случай: налоговая инспекция исходила из того, что обособленное подразделение создано в день издания директором приказа от 07.10.2005 N 4 о его создании. Но суд обратил внимание на то, что в материалах дела имеется объяснение организации, согласно которому днем создания обособленного подразделения следует считать 07.11.2005, а указание в предыдущем приказе N 4 на октябрь месяц является ошибочным. В подтверждение этого налогоплательщик представил договор аренды нежилого помещения от 07.11.2005 N 64/05, договор аренды складского помещения от 21.11.2005, приказ о приеме на работу на должность руководителя филиала-склада от 07.11.2005 N 31к.

ФАС УО в Постановлении от 10.01.2007 N Ф09-11609/06-С3 отметил, что согласно ст. ст. 11, 83 НК РФ основным квалифицирующим признаком создания обособленного подразделения является фактическое его функционирование или способность к такому функционированию. А инспекцией не были представлены доказательства, подтверждающие функционирование обособленного подразделения.

По нашему мнению, которое согласуется с арбитражной практикой, необходимо учесть следующее:

  • во-первых, из понятия обособленного подразделения следует, что оно должно быть оборудовано стационарными рабочими местами. Таким образом, дата приказа о создании аптечного пункта не может признаваться датой его создания, если на этот момент подразделение не оборудовано стационарными рабочими местами;
  • во-вторых, при осуществлении деятельности через обособленное подразделение организация обязана в течение месяца со дня его создания подать в налоговые органы заявление о постановке на учет по месту нахождения этого подразделения (п. 4 ст. 83 НК РФ). Из этого следует, что сам факт создания обособленного подразделения не обязывает организацию вставать на учет в налоговых органах, если она не осуществляет деятельность через него.
  • Статья 117 НК РФ предусматривает за ведение обособленным подразделением деятельности без постановки организации на учет в налоговом органе:
  • взыскание штрафа в размере 10% доходов, полученных в течение указанного времени в результате такой деятельности, но не менее 20 000 руб.;
  • взыскание штрафа в размере 20% доходов, полученных в период деятельности без постановки на учет более 90 календарных дней, но не менее 40 000 руб.

Административная ответственность. Статья 15.3 КоАП РФ предусматривает, что нарушение срока подачи заявления о постановке на учет в налоговом органе влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от 500 до 1000 руб. Нарушение срока подачи заявления о постановке на учет в налоговом органе, сопряженное с ведением деятельности без постановки на учет в налоговом органе, влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от 2000 до 3000 руб.

В.В.Никитин

Редактор журнала

"Аптека: бухгалтерский учет и налогообложение", 2008, N 3


Возврат к списку

Обратный звонок RedConnect